Главная » Статьи » Голубеводство

Разведение голубей

Разведение голубей

В этой главе речь пойдет о дрессировке голубей. Теперь, когда вы уже многое узнали об этой чудесной птице, можно открыть для себя новые, еще более впечатляющие способности голубей. В этой главе мы расскажем об устройстве мозга птицы, ее развитом интеллекте. Вашему вниманию будет предоставлена информация о многочисленных и разнообразных экспериментах, проведенных с голубями специалистами в самых различных областях. Их результаты, возможно, заставят вас по‑новому взглянуть на своего питомца и проникнуться к нему еще большим уважением.

Дрессировка голубя это, несомненно, сложный процесс. Хотя голуби гораздо легче поддаются дрессировке, чем многие высокоразвитые животные, например кошки, их обучение все равно потребует значительных усилий. Тем не менее уже первые полученные результаты убедительно покажут вам, что старания были не напрасны. Занимаясь со своим питомцем, вы сможете приучить птицу летать на определенную дистанцию, освоить несколько эффектных трюков для развлечения дружеской компании или же составить полноценное представление. Демонстрируя его, вы не только проведете время за любимым делом, но и сумеете заработать. Все зависит лишь от вас. Наличие достаточного количества свободного времени, упорство, внимательное и бережное отношение к птице – вот условия, необходимые для достижения результатов. Голубь при правильном к нему отношении никогда вас не разочарует.

Огромный вклад в развитие дрессировки как таковой внес знаменитый русский дрессировщик Владимир Леонидович Дуров. Он первым предложил использовать вместо болевого уникальный поощрительный метод, разработанный на основе учения Ивана Петровича Павлова об условных рефлексах.

Широко распространено мнение о том, что обучению поддаются только высокоразвитые млекопитающие, такие как собаки, медведи, обезьяны. Однако оно в некоторой степени является заблуждением. Дрессировать можно и птиц, и даже насекомых.

Голубь традиционно считался не слишком высокоинтеллектуальной птицей. Основанием для подобных выводов служили данные об устройстве голубиного мозга. Крохотный мозг птицы (вместе с мозжечком) в размере редко превосходит 18 мм (примерно с вишню). Более того, головной мозг этого вида гладкий, лишенный коры, т. е. без извилин. Следует отметить, что данная структура, отвечающая за способность к сложному поведению, пусть и в зачаточном состоянии, наличествует даже у таких примитивных животных, как мыши. Как бы это ни было удивительно, голуби при прохождении различных тестов демонстрируют умственное превосходство над многими другими видами, иногда достигая результатов лучших, чем даже у обезьян. Ученые установили, что поразительной способностью надолго запоминать многочисленные изображения обладают бабуины и голуби. Именно об этом сообщается в материале, опубликованном американской Национальной академией наук. Работой с бабуинами занимался исследователь‑зоолог Жоэль Фаго, являющийся сотрудником французского Национального центра научных исследований. Он проводил эксперименты с двумя бабуинами, оказавшимися способными запоминать от 3,5 до 5 тыс. изображений после трех с половиной лет тренировок. В целом они добивались положительных результатов и при работе с 6 тыс. изображений.

Изучением возможностей памяти голубей занимался американец Роберт Кук из бостонского университета Тафтс. Проводя опыты с двумя особями почтовой породы, он констатировал, что птицы после 5‑летних тренировок смогли запомнить 800–1200 изображений. Они неплохо справлялись и с заданиями, содержавшими уже до 3 тыс. изображений. Эксперимент был осуществлен следующим образом. Животным и птицам предлагали тест, в ходе которого им демонстрировалась картинка. После этого подопытным особям предлагали два варианта ответов. К примеру, если им показывали картинку с лампой, то затем показывали красный и зеленый ключ, один из которых компьютер случайным образом выбирал в качестве правильного ответа.

Традиционно изучением голубей занимаются орнитологи или биологи, но в последнее время интерес к исследованию мыслительных способностей этих птиц проявляют специалисты в области физики, математики, компьютерных технологий, нейро‑биологии и других наук. И каждый раз эти птицы демонстрируют новые успехи.

Орнитологи проводили с голубями самые разные эксперименты. Голубям удавалось успешно идентифицировать на фотографиях такие типовые объекты, как человек, вода, дерево. Причем находили они их, даже если фотография была не цветной или перевернутой. Высокие результаты они демонстрировали, выполняя задания по подбору пары к указанному предмету. В течение многочисленных экспериментов перед голубем крутили круг с изображением различных предметов, и птица клювом указывала на тот, что соответствовал ранее показанной вещи. Подобные тесты называются «выбор по образцу». Причем голуби успешно справлялись с поставленной задачей, даже если искомый предмет не находился в пределах видимости.

Способность ориентироваться на мысленный образ предмета, зафиксированный в памяти, представление о нем, свидетельствует о возможности голубей формировать мысленные представления. Также голуби успешно различали прямые и зеркальные изображения геометрических фигур. Каждый раз очередная птица выполняла необходимое действие за один и тот же промежуток времени, что исключает возможность случайной удачи у очень развитой особи. Ученым пока не ясно, как голубям удается так эффективно обрабатывать информацию, поступающую в их небольшой мозг.

Несмотря на свой малый мозг, голуби, по результатам разнообразных экспериментов, продемонстрировали способность к установке причинно‑следственных связей и сложному личному по ведению.

Широко известен эксперимент Б.Ф. Скиннера. В 1948 г. известный физиолог из Гарварда поместил голубей и крыс в отдельные коробки, снабженные электрическим выключателем, который голубь мог нажимать своим клювом, включая и выключая свет. Довольно скоро птицы научились пользоваться им. Однако целью эксперимента было не подтвердить развитый интеллект голубей, а выявить у них способности к сложному поведению. Скиннер решил сосредоточиться на вопросе с поставками корма. Свою коробку он запрограммировал таким образом, что корм появлялся в разное время в случайном порядке. В сложившихся условиях голуби продемонстрировали наиболее сложное поведение, на которое оказались не способны крысы.

Наблюдая за птицами, ученый заметил, что голуби проявляют удивительно сложное поведение. В течение некоторого времени в ответ на предложенные им манипуляции со статистической машиной у них развилась способность к так называемому «танцу дождя», причем весьма сложному его типу. Одна особь ритмично качала головой, встав в строго определенном углу коробки, другие птицы крутили головами только против часовой стрелки. Каждая особь, испытывая первые признаки голода, начинала свой уникальный «танец», состоящий из движений, прогрессивно ассоциирующихся в их мозгу с подачей корма.

Голубя можно научить считать до шести, в то время как шимпанзе не может освоить более пяти цифр. Для этого ему последовательно дают по одному зернышку. После шести съедобных зерен подкладывают одно, обладающее неприятными вкусовыми качествами. После повторения этой операции в течение некоторого времени он начинает безошибочно отсчитывать шесть зерен, выкидывая каждое седьмое.

В течение другого эксперимента в поставленные друг напротив друга клетки, оборудованные, как и в эксперименте Скиннера, выключателем, поместили двух голубей. При нажатии на выключатель появлялась еда: в первой клетке – всегда, во второй – в произвольном порядке. Через некоторое время, когда птицы разобрались с устройством, оба выключателя прекратили свою работу. Голубь из первой клетки попытался получить корм, но, не увидев результата, довольно быстро забросил это дело. Голубь же из второй клетки жал на кнопку до тех пор, пока не упал без сил. Данный эксперимент позволил выявить механизм сильной зависимости особей от случайного поощрительного фактора. Он был по достоинству оценен психологами.

Но это далеко не последний интересный эксперимент с голубями. Совсем недавно группа ученых‑орнитологов из США при содействии службы береговой охраны провела несколько научных исследований. Согласно их результатам, голуби замечают различные предметы, плавающие на поверхности воды, намного быстрее и точнее, чем это способны сделать люди. Ознакомившись с результатами проведенной работы, ученые закономерно пришли к идее использовать пернатых помощников для спасания людей, тонущих в море. Специальным образом выдрессированных голубейнаблюдателей брали на вертолеты сторожевой охраны, откуда они внимательно изучали морскую поверхность. Заметив очертания плывущего по воде предмета, окрашенного в оранжевый цвет, а это, как известно, цвет спасательных жилетов, поясов и других подобных средств, птицы нажимали клювом на специальную педаль, от которой световой сигнал поступал в кабину пилота. Американская газета international Herald Tribune» сообщила, что береговая охрана США выделила 150 тыс. долларов для обучения голубей‑спасателей и проведения дальнейших опытов с птицами.

Однако наиболее поразительные результаты были достигнуты при попытке выявить у голубей возможность оценивать различные объекты с эстетической точки зрения. Еще в 1995 г. группа английских ученых доказала, что голуби способны различать картины, сделанные в условно разных стилях.

Продолжить изыскания в этой области решился орнитолог Шигеру Ватанаби из Японии. Он научил голубей оценивать детские рисунки. Голубям показывали рисунки детей, удачные и не слишком. Когда птица указывала на удачный рисунок, то получала лакомство – это и есть метод, основанный на условных рефлексах. Через некоторое время птицы научились определять качество рисунка так, что их оценка практически всегда соответствовала той, что поставил бы человек. Рисунки делали не цветными и обрабатывали с помощью компьютера, получая так называемые пиксельные изображения, но даже это не могло сбить их с толку. Хорошие работы находились безошибочно.

В течение следующей фазы эксперимента голубям предлагалось различить рисунки, сделанные пастелью и акварелью. Птицы успешно справлялись с задачей. Затем задание стали усложнять: некоторые фрагменты рисунков загораживали. Изображения переворачивали под разными углами, уменьшали, размывали, но голуби все равно безошибочно справлялись. Данный эксперимент имеет огромное значение для развития программирования и современной робототехники.

Следует отметить, что, несмотря на колоссальное развитие в области создания и совершенствования искусственного интеллекта за последние двадцать лет, программистам до сих пор не удалось разработать программу, способную к эстетической оценке изображения. Ученые бьются над этой задачей, пытаясь смоделировать виртуальные нервные клетки (нейроны) и вводя различные комбинации кодов, создать между ними связи, формируя головной мозг. Связи снова и снова переподключают, пытаясь замкнуть их в наиболее выгодной комбинации. Искусственный мозг развивается, современные роботы уже умеют совершать различные действия, реагировать на внешние раздражители, узнавать людей, запоминать их имена и предпочтения. Тем не менее, именно способность формировать эстетическую оценку объекта согласно общепринятым человеческим понятиям до сих пор остается недостижимой целью для него. Таким образом, голубю под силу то, что не удается тем самым совершенным роботам, которые являются гордостью исследовательских институтов из развитых и прогрессивных стран.

Более того, именно мозг голубя с его простым, но эффективным устройством, возможно, послужит когда‑нибудь прототипом для создания процессоров роботов нового поколения. И хотя до роботов, созданных на основе исследований, проведенных с голубями, еще далеко, работа ученых уже приносит весьма любопытные результаты. Агентство «Reuters» со ссылкой на китайское агентство «Xinhua news» проинформировало о новых результатах последних исследований, проведенных учеными из Шендангского университета.

Ученым удалось получить контроль над направлением движения птичьих стай в воздухе. Этот результат был достигнут благодаря внедрению новейшей методики по вживлению микроэлектродов в определенные участки головного мозга голубей и воздействию на них.

По сигналу, посылаемому с компьютера через спутник, голуби совершают в полете движения вверх и вниз, поворачивают направо или налево. Согласно утверждениям Су Хиеченга, главного специалиста‑орнитолога из центра научно‑исследовательских разработок при университете, в мировой научной практике это первый эксперимент подобного рода, успешно проведенный на птицах.

Также следует сообщить еще об одном не менее интересном эксперименте. Аналогичный результат по управлению движением, но только с использованием лабораторных мышей был получен группой ученых того же университета в 2005 г. На примере голубей удалось установить контакт сразу с большой группой особей. Профессор Су Хиеченг и его коллеги надеются, что полученные результаты окажутся полезны не только в научной, но и в практической сфере деятельности.

Слово «дрессировка» происходит от французского «dresser» – выправлять, обучать, дрессировать. Оно обозначает методы воздействия на животное, способные выработать и закрепить у него определенные действия и навыки, приобретенные в результате образования условных рефлексов.

Над практическим применением этого эксперимента люди еще думают, но другие специалисты уже нашли способы получать от подобных работ с голубями пользу. Например, в калифорнийском городе Сан Хосе исследователи сделали этот процесс гораздо более продуктивным. Голубей «вооружили» маленькими рюкзачками с GPS‑мобильниками, отправляющие экологам SMS‑сообщения с информацией о содержании примесей в воздухе с интервалом в одну минуту. В результате у заинтересованных в этом вопросе сотрудников всегда была оперативная информация о состоянии воздушных масс над Силиконовой долиной. Обнаружив в воздухе повышенное содержание опасных примесей или загрязнений, экологи успевали вовремя среагировать и принять адекватные меры для защиты окружающей среды. Возможно, в недалеком будущем к подобным исследованиям проявят интерес и в России. В нашей стране, где огромные стаи расплодившихся городских голубей пока не приносят ничего, кроме вреда, подобная перспектива выглядит крайне заманчивой, особенно учитывая непростую экологическую обстановку в густонаселенных городах и промышленных центрах.

Возвращаясь непосредственно к теме дрессировки голубей, нельзя не сказать несколько слов о ее истории. Как мы уже указывали, голуби приручены человеком очень давно, причем применялись они самым разным образом. Их разводили для использования в пищу, для доставки почтовых донесений, и, конечно, дрессировали для выступлений на цирковой арене. Еще во времена Древнего Египта голуби были задействованы в различных увеселительных мероприятиях и культовых обрядах. В Древнем Риме они появлялись на арене Колизея вместе со своими владельцами и демонстрировали различные трюки, развлекая толпу.

В настоящее время голуби по‑прежнему используются и в цирке, и для доставки почты, участвуют в соревнованиях, торжественно выпускаются в небо на свадьбах и других торжествах в качестве символа мира и процветания.

Приобретая голубя, следует определиться с задачами, которые вы собираетесь поставить перед вашим питомцем. Наиболее востребованным считается обучение голубя полетам на дальние дистанции в спортивных целях.

Итак, если вы решили участвовать в соревнованиях по голубиному спорту, то следует знать, что есть общие правила, которые необходимо соблюдать для достижения положительных результатов. Сначала голубевод дает птице имя и старается в процессе тренировки как можно чаще произносить его. Говорить предпочтительно как можно более ласковым голосом, так как все живые существа чувствительны к интонации. С питомцем придется проводить много времени, чтобы он поскорее привык к вам. Это означает, что вы будете кормить птицу, чистить ее клетку и всячески стараться подружиться с ней.

Если у вас несколько голубей, к каждому вы должны относиться с должной заботой и хорошо следить за состоянием здоровья. Прежде всего, как можно более внимательно наблюдайте за ними в голубятне. Не забывайте подмечать каждую мелочь во время тренировок. Проводите осмотр до полета и после него. Голубь сможет достойно выступить на соревнованиях лишь в том случае, если он полностью здоров и находится в прекрасной спортивной форме. Для того чтобы точно знать, что с птицей все в полном порядке, необходимо обратить внимание на следующие внешние показатели:

• оперение должно быть чистое, с матово‑металлическим блеском и как будто с пыльцой (припудренное);

• на шее должен быть четко виден яркий зелено‑фиолетовый отлив;

• ноги должны быть красные;

• глаза у здоровой птицы всегда с сухим, выразительным блеском;

• восковица – сухая, белая, как будто припудренная.

Здоровый голубь всегда подвижен и подтянут. Полет его легкий, а приземление бесшумное. Выходя с утра пораньше из питомника, голуби сами срываются с крыши и улетают (как выражаются голубеводы, «уходят в побежку»).

К наступлению темноты, налетавшись, все птицы возвращаются домой. Результаты в соревнованиях спортивных голубей в большей мере будут зависеть от вашего профессионализма как голубевода, а также от таких личных качеств, как ответственность, стремление к достижению целей. Голуби же проявят свои наилучшие качества в зависимости от правильности их подбора, содержания и тренировок.

Для дрессировки на дальние дистанции пригодны породы почтово‑спортивных голубей, например, бельгийских, русских, нюрнбергских, французских, антверпенских, породы «видный». У этих птиц прекрасно развита грудная мускулатура, а оперение плотное и качественное. Они обладают врожденными данными к полетам на большие расстояния и ориентировке на местности. Особый, сильно развитый инстинкт позволяет им находить обратную дорогу к голубятне. Их окраска бывает пестрая, красная, сизая, черная, белая.

У такого голубя отличная зрительная память. Он способен быстро ориентироваться на местности, обладает отличными летными качествами. Скорость полета достигает 60–70 км/ч, при попутном ветре – до 100 км/ч. Высота полета – 300–350 м и более. Дальность полета – 500– 600 км, иногда до 1100 км.

Способность запоминать множество ориентиров на «подлете» к своей родной голубятне заложена у птиц генетически. Эту способность они совершенствуют в процессе многочисленных тренировочных вылетов.

Покупать следует особь, имеющую происхождение от породистых предков, выведенных в условиях налаженной многолетней племенной работы. Особь, появившаяся от случайного спаривания, как правило, не обладает необходимыми для голубиного спорта качествами.

Говоря о голубином спорте, нельзя не отметить одну особенную породу. Речь идет отипплерах. Приучение (обгон) молодняка представителей этой уникальной породы имеет свои неподражаемые особенности, отличающие его от приучения остальных высоколетных пород. Это обусловливается тем, что, заводя типплеров, мы получаем в свое распоряжение голубей, с самых первых дней своей жизни имеющих непреодолимую страсть к полетам. Работая с молодняком этой породы, голубеводу не приходится задаваться вопросом: «Как заставить птиц летать дольше и лучше?» Наоборот, они зачастую сталкиваются с другой проблемой: как при работе со своими питомцами затормозить их стремление к полету.

В голубином питомнике следует создавать спокойную и уравновешенную атмосферу. Вместе с постоянным личным контактом с голубями это способствует быстрому привыканию молодежи к хозяину. Правильная атмосфера делает птиц абсолютно ручными, а также спокойными и совершенно доверчивыми.

Итак, птенцов одного возраста отделяют от пар, произведших их на свет, в возрасте 28 дней. Их отправляют в специально пристроенное к голубятне отделение для молодняка. Голубевод обязан следить за тем, чтобы у малышей всегда хватало воды и полезного корма. Через 2 дня к подросшим птенцам подсаживается дроппер – птица‑приманка. Впервые их применили в Великобритании. Они являются особенно значимой составляющей типплероводства, особенно если это касается участия в соревнованиях. Традиционно в качестве дропперов используются белые голуби любых пород, не склонные к резким проявлениям агрессивности. Согласно правилам, используемым при проведении соревнований, в качестве дроппера может использоваться голубь любой породы, за исключением, собственно, типплера. Правильно обученный дроппер ценен не менее самого типплера.

Одного и того же дроппера можно с успехом использовать в течение долгих лет. Эти птицы должны четко исполнять поставленные перед ними задачи, поэтому некоторые голубеводы фиксируют дропперов при помощи веревки. Под оперением дроппера скрывается особое приспособление, сделанное из бельевой тесьмы и сильно напоминающее собачью упряжку.

Приучение типплеров к дропперам должно начинаться в как можно более юном возрасте. Если ваши голуби уже повзрослели сверх меры, их обучение может не дать желаемых результатов.

Птицы кормятся 2 раза в день, после чего им наливают воду. Через 5 дней дроппера убирают. Впредь он всегда подсаживается только на время кормления. Молодые типплеры очень быстро начинают замечать связь между поступлением корма и присутствием дроппера. Они ассоциируют его с частью своего родного дома. Через пару дней молодняк начинают вместо двух кормить один раз в день. Главное – не забывать при этом об использовании дроппера. Привыкнув к новому расписанию кормления, молодых особей на 5–6 дней выпускают в вольер с прозрачной крышей. Нахождение там позволит птицам визуализировать окружающее пространство и натренировать память. В этом вольере их не кормят целый день, а дают только пить. Только поздно вечером голубей помещают в питомники и дают им корм. Перед этим молодым птицам демонстрируют проголодавшегося дроппера. Все несъеденные частицы корма убирают, а типплеры остаются голодать еще на сутки.

Как бы странно это ни звучало, но, работая с типплерами, вам придется озаботиться не повышением, а снижением их спортивной формы. С этой целью голубеводам рекомендуется существенно уменьшить порцию корма за 2 дня до их первого самостоятельного полета. Молодняк выпускают вечером, поодиночке, давая им полетать и размяться в течение некоторого времени. После этого птиц снова возвращают в питомник, используя при этом дроппера.

Подросший птенец типплера моментально устремится по направлению к дому, если на глаза ему попадется дроппер, к которому он привык, которому птица доверяет. В самом начале пути процесс дрессировки типплеров может показаться слишком трудоемким, но индивидуальный полет обладает своими очевидными преимуществами.

Если выпустить всех птиц сразу, самые сильные особи тут же устремятся ввысь. Более слабые голуби, еще не развившиеся до необходимой нормы, последуют за ними. В результате сбившиеся в стаю птицы могут улететь далеко‑далеко от родной голубятни. Голуби этой породы ни за что не остановятся и будут лететь до тех пор, пока совершенно не выбьются из сил. Бывали случаи, когда изможденных и раненых птиц находили за сотни километров от их дома. Некоторые голуби даже погибали. Влечение к скорости и высоте у типплеров настолько сильно, что даже голод не всегда позволяет остудить их пыл.

В зависимости от способа развития молодняка существуют 2 типа птиц: птенцовые и выводковые. У выводковых птенцов глаза и ушные отверстия открыты уже при появлении на свет или открываются вскоре, пуховый наряд развит хорошо.

Голубь, летающий без компании, не пытается предпринимать подобные «штурмы небес». Он стремится как можно быстрее вернуться к привычному для него месту в родной голубятне и к другим птицам. Когда молодняк уже ориентируется достаточно хорошо и уверенно возвращается в свой вольер поодиночке, можно попробовать выпустить всю стаю. Голубое небо и небольшой ветер слишком заманчиво выглядят и провоцируют птиц к высотным полетам, опасным для неокрепших организмов молодняка. Для первого стайного полета молодых типплеров более предпочтительна хмурая, дождливая погода. В этом случае птицы не будут пытаться взлететь слишком высоко и не пострадают.

Категория: Голубеводство | Добавил: Gulsar (20.03.2015)
Просмотров: 666 | Теги: Разведение голубей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar