Главная » Статьи » Голубеводство

Приучение молодняка к дропперам

Приучение молодняка к дропперам

Первое упоминание о безусловном рефлексе у птиц было сделано в статье Абула Фазла «Способ тренировки голубей на Востоке», опубликованной в 1888 г. в периодическом издании «Зоолог». Он пишет о приучении дрессированных при персидском дворе голубей к определенным знакам. Методика приучения типплеров к дропперам основывается на серьезных научных данных. Является ли поведение типплеров инстинктом или же это искусственно выработанный в результате сложных тренировок рефлекс, решать этологам (этология – наука о поведении).

Широко известны исследования российского ученого, академика Ивана Петровича Павлова. Его эксперименты на коре головного мозга различных животных внесли огромный вклад в науку. Принося пищу для подопытных собак, он всякий раз сопровождал свое появление звоном колокольчика. С помощью зондов было установлено, что при его звуке у собак происходила секреция желез.

Самым важным результатом исследования было установление того факта, что секреция наблюдалась лишь в случае, если колокол звучал, а кормления за ним не следовало. Это наблюдение – наглядное доказательство существования условного рефлекса.

Процесс, происходящий по сходной технологии, наблюдается при дрессировке типплеров вместе с дропперами. Профессор И. П. Павлов в своей работе использовал акустический раздражитель – звук колокола. Голубеводы же с успехом применяют оптический знак – визуализацию дроппера. В головах молодняка при помощи голода закрепляют мысль о том, что они получают пищу, только если рядом возникает дроппер. Их чувство голода будет непроизвольно возрастать во много раз, как только на глаза им попадется дроппер. Голод будет принуждать их двигаться в направлении этой приманки. Ведь дроппер там, где, по их мнению, есть корм.

У людей похожее явление наблюдается, когда, например, они ощущают вкусный запах из кухни. Человек, конечно, способен подавить возрастающее чувство голода с помощью сознания. Голуби, несмотря на их ум, на это не способны. С самого раннего возраста типплеры приучены к тому, что они получают пищу только после того момента, как у них в голубятне демонстративно помахал крыльями дроппер. Как только типплеры замечают его, то немедленно направляются к кормушке. Птица‑приманка и получение еды в сознании молодняка абсолютно неразделимы. Достаточно только продемонстрировать дроппера, чтобы пробудить в типплерах уже выработанный условный рефлекс. Все обучение с использованием дроппера строится именно на пробуждении голода у типплеров. У сытых голубей этот метод никогда не возымеет нужного эффекта.

Итак, голодных молодых птиц в первый раз отпускают на волю. Им дают возможность пролететь несколько кругов. После этого выпускается дроппер, которому сразу бросают чуть‑чуть корма. Когда летающие голуби увидят дроппера, жадно хватающего пищу, чувство голода у них сильно возрастет. Типплеры устремятся вниз. Главным их желанием станет потребность немедленно присоединиться к трапезе дроппера. От птицы‑приманки требуются как можно более активные движения. Они обязательно привлекут внимание молодняка.

Приземлившись, молодняк, размахивая крыльями, устремится к тому месту, где уже видел питающегося дроппера. Нужно осторожно и тихо подойти и аккуратно убрать дроппера в голубятню. Все еще не насытившийся молодняк, естественно, проследует за ним. После того как дроппер поест, он убирается, но остальных голубей все еще держат голодными. Корм им дают только поздно вечером, когда уже окончательно скроется солнце. Лучше всего кормить их при неярком, успокаивающем свете лампы. Начав кормление, дроппера снова запускают в голубятню. Как только с едой покончено и все особи успели наесться и напиться, дроппера убирают. Если же он будет вместе с типплерами постоянно, то эффект условного рефлекса при его появлении пропадет.

Следующий шаг – применение дроппера в качестве средства, побуждающего молодняк увеличить время полета. Все происходит следующим образом. Когда молодняк полетал в течение нескольких часов, то, возможно, птицы уже устанут и захотят отдохнуть на земле. Тогда голубевод демонстрирует им дроппера. Полет плавно подходит к своему завершению. Птицы подлетают к вам, но вам необходимо их прогнать. Сразу после этого выпускается дроппер. Его вид вызывает у типплеров рефлекс, призывающий их приземлиться. Этого вы и добиваетесь, так как оставлять молодняк в воздухе не рекомендуется.

Дроппер – средство управления типплерами. Вам потребуется всего лишь выпускать его каждый раз на несколько минут позже, чем в предыдущий. Мешая молодняку приземлиться, до появления дроппера, вы закрепите у птиц еще один рефлекс: не садиться, пока птица‑приманка не оказалась в поле зрения. Также голубь‑дроппер оказывается незаменимым инструментом при внезапно начавшемся дожде или сильном ветре. С помощью него вы всегда успеете вернуть своих птиц, прежде чем с ними что‑нибудь случится. Идеальным считается тот полет, по завершении которого первым приземляется дроппер.

Дроппер, конечно, не единственное средство управления голубями. Если идея использования птицы‑приманки показалась вам слишком трудной в реализации, то существуют и другие способы контроля над питомцами. Можно, например, воспользоваться заветами самого академика И. П. Павлова и применять звуковой раздражитель вместо визуального. Многие голубеводы используют в качестве такового свист, поскольку именно этот звук птицам легче всего различить и воспринять. Можно также постукивать по кормушке или подавать условные сигналы лучом света.

Однако именно использование другой птицы как приманки является для типплеров наиболее комфортным вариантом. Дропперы – это птицы со спокойным и уравновешенным характером. Они должны быть абсолютно ручными, не пугливыми и послушными. По знаку, поданному хозяином, дропперы осторожно передвигаются по крыше и отправляются в голубятню. В качестве приманок, как правило, используются молодые самки, хотя считается, что их характер быстро портится. Естественная тяга к доминированию заставляет самцов вести себя нагло и обижать молодняк. Вот почему дроппер‑самка наиболее предпочтителен, причем желательно подобрать особь более старшего возраста, уже производившую на свет птенцов. У таких птиц модель поведения в стае просто идеальна для роли дроппера.

Птенцы голубя вылупляются практически беспомощными, со слабой мускулатурой, слепыми, голыми или покрытыми редким пухом, с непостоянной температурой тела.

Первоочередной задачей для голубевода является и наблюдение за дроппером. Худшее, что может случиться, – это если птица‑приманка сядет на крышу чужой голубятни. Приученные следовать за ним молодые типплеры отправятся туда же и, возможно, забудут дорогу в родные гнезда.

Если идея использования дропперов при дрессировке голубей всецело захватила вас, рекомендуем ознакомиться с дополнительной литературой на эту тему, написанной исследователями из Великобритании. Именно в этой стране упомянутый метод наиболее популярен и, соответственно, отработан лучше. Дроппер у англичан считается таким же важным голубем, как и тренированные молодые типплеры. Разведение типплеров без дропперов не без оснований считается не таким увлекательным процессом.

Вне зависимости от того, выберете вы типплеров или иную породу голубей, дрессировку птиц разделяют на три этапа:

1) приучение к полету;

2) приручение к месту расположения голубятни;

3) тренировка на расстояние.

Традиционно считается, что тренировку молодняка следует начинать, когда птенцы находятся в возрасте 35–45 суток. Именно в этот период у них полностью оформляется оперение. Однако в последнее время у голубеводов возникают разногласия по этому поводу. Есть специалисты, полагающие, что в условиях сурового российского климата, с коротким летом и промозглой осенью, не всегда подходящей для тренировок, не следует торопиться с их началом. Птиц советуют подержать в голубятне до месяцев, пока у них не окрепнет мускулатура груди и крыльев и не возникнет устойчивый иммунитет.

В южных районах нашей страны, где погода, как правило, достаточно благоприятна, целесообразно начинать тренировки с 5–6 месяцев, но проводить их в форсированном темпе. Если вы живете в средней полосе, мы рекомендуем остановиться на втором варианте и начинать тренировки с 2 месяцев. Чтобы голубь научился быстро ориентироваться на местности, он должен знать свою голубятню, изучить прилегающие территории, а также маршрут, по которому ему придется совершать полеты. Вначале для ознакомления с наружным видом голубятни молодняк приучают отправляться оттуда на выгул. Затем птицам через выгон дают возможность взлететь на крышу. Голуби должны приучиться самостоятельно заходить в голубятню. Поэтому, как только они справятся с первым упражнением, их кормом заманивают внутрь. Если не получается, то осторожно подгоняют тонким и легким прутиком.

Спустя время голуби достаточно окрепнут, и их начинают приучать к полетам над голубятней. Молодых особей выпускают полетать по кругу над голубятней вместе с взрослыми птицами. Время полета постепенно увеличивают. Его доводят от нескольких минут до часа, а затем до полутора часов.

Через некоторое время, когда голуби ознакомятся с ближайшей местностью, их нужно начать выпускать в разных местах на расстоянии до 2– 3 км от голубятни. В первую очередь важно правильно подобрать место выпуска голубей. Наиболее предпочтительны открытые и расположенные на возвышенностях участки. В низине голубь может не суметь сразу сориентироваться на местности. Густые леса, высокие холмы пугают пернатое, не давая возможности прямо сняться с места. Это должно быть открытое, хорошо просматриваемое место. Следует обратить особое внимание на линии электропередач: их ни в коем случае не должно быть рядом. Выпуск голубей в черте города вообще крайне не желателен. Громкие звуки и резкие движения могут послужить раздражителями для молодых птиц. Если они помешают им, то молодняк не возвратится в голубятню вовремя. Также следует проявлять особую бдительность в степных районах: там обитает большое количество хищных птиц, и ваши голуби могут стать для них легкой добычей.

Для совершения первого полета голубей ловят прямо в голубятне и отсаживают их в специальные корзины, чтобы отвезти на ту станцию, с которой они должны возвращаться домой. Отсадка должна производиться с осторожностью. Ни в коем случае не рекомендуется ловить птиц днем. При свете дня голуби будут проявлять беспокойство и недоверие. Стресс, перенесенный ими во время отлова руками, возможно, навсегда отобьет у них желание возвращаться в свое родное гнездо в голубятне. Кроме того, пытаясь поймать их днем, вы и сами получите много неприятных ощущений и затратите лишнюю энергию. И что самое худшее, вы можете случайно травмировать их оперение или даже хрупкие кости.

На протяжении долгого времени центром голубеводства оставалась Германия. В этой стране существовало великое множество голубеводческих обществ. В одном союзе «Columbia» в 1888 г. были зарегистрированы 178 обществ и около 52 тыс. голубей.

В темноте же голуби свободно дают себя брать в руки и не доставят никаких проблем. Если вам все же пришлось ловить птиц днем, то следует воспользоваться специальным приспособлением для этого. Для ловли голубей днем эффективно применять сетку, но надо предварительно приучить птиц не пугаться ее, а это потребует дополнительного времени. Старайтесь извлекать голубей из сетки аккуратно, уделяя особое внимание их лапам, которые очень легко могут в ней запутаться.

Как только птицы оказались в корзине, постарайтесь скорее доставить их на место выпуска. С целью сохранения выносливости, иммунитета и улучшения способности к продолжительным полетам голубей полагается держать в корзинах как можно меньшее время. Как правило, птиц стараются перевозить на личном транспорте, электричках или, если ваш пункт назначения очень далеко, на высокоскоростных поездах.

Дрессируемых голубей должен переправить сам голубевод, так как для птиц столь долгая разлука с домом – большой стресс. В обществе человека, с которым они уже провели много времени, который кормил их и ухаживал за ними, а следовательно, вызывает положительные эмоции, голуби лучше чувствуют себя. Дрессируемых голубей, как правило, выпускают после рассвета, когда солнце уже набрало полную силу, но жара еще не началась. В любом случае не следует делать это позже 12 ч дня. Если голуби не успеют вернуться до темноты, их жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.

Если расстояние составляет порядка 100– 160 км, то за час до выпуска голубей им в корзину бросают несколько горстей зерен и дают попить воды. Если дистанция больше, соответственно увеличивают и количество пищи.

Для выпуска голубей на месте их оставляют в корзине и удаляются, чтобы не пугать. Через некоторое время голуби вылетают и, поднявшись на нужную высоту, описывают в воздухе несколько спиральных кругов. Затем птицы выбирают направление, ориентируясь на магнитное поле земли, и стрелою уносятся вдаль. В каждой стае присутствуют два рода голубей, которых довольно легко различить с первого взгляда, – это вожаки и попутчики. Первые летят в «голове» и направляют стаю, а вторые держатся за ними. С каждой станции пускают лучших голубей поодиночке, и прилетевшие домой первыми считаются вожаками.

Выполняя это задание, молодые голуби совершают свои первые тренировочные полеты. Они проходят короткие расстояния, начиная с разных направлений. После того как первое задание успешно освоено, приступают к отработке полета в одном направлении. Его ведут уже непрерывно, соблюдая необходимые интервалы до последнего намеченного пункта.

Оптимальная дистанция для первоначального полета молодых птиц устанавливается в пределах 2–5 км, в зависимости от погодных условий. Если сильных порывов ветра нет, погода теплая и не слишком сухая или влажная, то дистанцию можно чуть увеличить. Завершив свой первый полет, голуби получают законную передышку.

В следующий раз дистанция снова увеличивается. Добавлять расстояние следует примерно в такой последовательности: 5–10–25–35– 50–80–100 км. После каждого полета тщательно осматривайте своих голубей. Они должны соответствовать всем указанным выше параметрам. Если какая‑то особь выгодно отличается от остальных индивидуальными успехами, то ее личную дистанцию можно довести уже до 150 км. Если вдруг какой‑то голубь продемонстрировал исключительную скорость и выносливость, то его расстояние может быть увеличено до 185 км. В случае если вы не уверены в своем питомце на 100 %, возможно, не стоит его торопить. Излишние нагрузки могут подорвать здоровье молодой птицы и навсегда поставить крест на ее дальнейшем использовании в спортивных состязаниях.

В первый год голубей не дрессируют на расстояние более 320 км. Отрезки расстояния для дрессировок не надо уменьшать, ибо частая пересылка беспокоит голубей. Также возможно снижение их привязанности к голубятне и нанесение вреда здоровью. При дистанциях менее 100 км голубям выделяют на отдых промежуток в 2 дня. При больших расстояниях он составляет около 4 дней. Сразу после принятия решения о начале тренировок следует завести специальную тетрадь. Фиксируйте в ней все полученные результаты и наблюдения. Это поможет наиболее эффективно анализировать данные о ваших питомцах.

На второй год дрессировка продолжается, но первый полет уже составляет дистанцию в 10 км. Расстояние на этот раз возрастает в следующем порядке: 25–50–85–125–175–225–300 км.

На третий год для взрослых и уже опытных голубей дрессировка начинается с 20 км. Соответственно увеличиваются дистанции: 40–75–125– 175–250–325–400–500 км. Между выпусками птиц делаются перерывы, пропорциональные предполагаемому расстоянию, – от 3 до 10 дней.

На четвертый год дрессировку возобновляют с дистанции в 25 км.

Последующие расстояния: 50–100–150– 250–350– 500 км.

Предельным расстоянием для полета почтовых голубей считается 1100 км. Однако известны некоторые особенно стойкие особи, способные вычислить путь к родному гнезду и с большого расстояния. Такую дистанцию голубь научится без особых затруднений пролетать не ранее трехлетнего возраста.

Впервые спортивные состязания голубей были проведены в 1843 г. в Бельгии. Там же в 1818 г. было учреждено первое частное общество голубиного спорта. К началу XX в. в мире их насчитывались уже сотни.

Как уже было сказано, голуби обладают феноменальной памятью и сравнительно высокой скоростью полета. Неоднократно были зафиксированы случаи перелета голубей из Брюсселя в Рим или обратно, а это не менее 1100 км. Следует особенно отметить, что на этом пути голубей встречало такое внушительное природное препятствие, как Альпы. Нередко голуби развивали скорость 90–100 км/ч на расстоянии около 320 км (например, Париж–Шательро в 1875 г.). Только такие признанные рекордсмены по полетам, как горная касатка (358 км/ч), ястреб (около 224 км/ч) и ласточка (до 119 км/ч) способны состязаться в своих летных характеристиках с голубем.

Интересен еще и тот факт, что еще в 1871 г. преподнесенный принцем Фридрихом Карлом в дар его матери французский голубь в 1875 г. вырвался на свободу и вернулся на свою голубятню в Париже. Это, несомненно, свидетельствует о превосходной памяти голубей.

Дрессировка голубя, как правило, начинается в мае и заканчивается в сентябре. Лучшее время для дрессировок – со второй половины апреля по октябрь. Для первых полетов желательна хорошая погода, а потом можно пускать и при ненастной или ветреной погоде. Показатели полета потом записывают в дневник.

Когда голуби будут уже выдрессированы, полеты на длительные дистанции все равно не следует прекращать. Теперь они будут нужны для совершенствования их в полете и практики в сообразительных способностях. Они станут незаменимым упражнением, чтобы согнать лень, избавиться от апатии и жира, делающих голубя неспособным к дальним полетам. Сверившись с записями в дневнике, голубей следует пускать по разу в месяц на полное расстояние, одну особь за другой через известные промежутки времени.

Следует избегать или по крайней мере ограничить дрессировку голубей, которым еще не подбирали пару. Они могут спариться в неположенном месте. По той же причине не следует выпускать из голубятни тех особей, которые были там разделены. Голуби, подготовленные к дрессировкам, отсаживаются в разные корзины. Самцы всегда содержатся отдельно от самок. В каждую корзину не должно помещаться более 30 птиц. Самки не должны подвергаться слишком тяжелым испытанием в период высиживания яиц и выращивания птенцов.

Ознакомившись с изложенными азами голубеводческой науки, вы сможете определиться, какой именно метод содержания больше подойдет к вашим личным условиям. В течение всей долгой истории развития голубеводства предлагались самые разные варианты, писались многочисленные научные работы, выдвигались самые смелые рационализаторские предложения. Вашему вниманию будут предложены несколько проверенных и надежных методов, при оформлении которых учитывались все нюансы. Следуя этим несложным правилам, вы сможете всегда быть спокойны за жизнь, здоровье и успехи любимых питомцев.

Натуральный метод

Для натурального метода характерно содержание голубей в максимально свободных условиях. Дверь в голубятню должна быть распахнута постоянно, для того чтобы птицы могли свободно вылетать из помещения и залетать обратно. Неоднократно замечено, что в этом случае птенцы развиваются особенно хорошо. Общее состояние молодых особей значительно улучшается, повышается их выносливость. Согласно многочисленным наблюдениям исследователей при использовании данного метода улучшаются способности голубей к ориентированию на местности и корректировке маршрута во время полета. Процент успешного возвращения в голубятню остается достаточно внушительным.

При данном методе голуби выводят птенцов и весной, и в течение лета. При отсутствии корма голуби, повинуясь инстинкту, отправляются на самостоятельный поиск пропитания. Они кормятся, обирая семена культурных злаков и сорняков. В поисках пищи для себя и своих птенцов они могут пролететь около 50 км. При таком виде содержания птицы получают хорошую физическую закалку. Они учатся ориентироваться на местности самостоятельно и избегать хищников. Такие птицы, как правило, достаточно выносливы, наделены устойчивым иммунитетом. Подобные особи легко находят корм в природных условиях и вовремя возвращаются домой. Примерный план тренировочных полетов вполне может быть таким: 50–80– 150–250 км.

Следует учитывать также физиологические факторы, при которых тренировки необходимо отложить. Самцов крайне не рекомендуется тренировать во время гона, т. е. тогда, когда он гонит самку для спаривания, гнездования и высиживания птенцов. Самку нельзя беспокоить в течение нескольких дней после совершения яйцекладки. Также от тренировок нужно освободить голубиную пару, недавно произведшую на свет потомство. В течение 4–6 дней после появления птенцов родители вынуждены поддерживать жизнь малышей так называемым голубиным молочком. На этот период уставшим птицам необходимо дать небольшую передышку.

Военно‑связной метод

Это экспресс‑метод, позволяющий за короткий срок обучить голубей полетам на небольшие расстояния. Некоторое время птиц держат в закрытой голубятне, выпуская полетать только на пару часов в день, а во время полета им не позволяют садиться. Принудительный полет каждый день слегка увеличивается. Когда он достигает одного часа, голубей начинают выпускать на тренировочные полеты, постепенно увеличивая расстояние. Первые тренировочные полеты начинают с дистанции 3– 5 км, потом расстояние увеличивают вдвое, и в полет ведут уже в строго определенном направлении. Затем, когда птицы окончательно освоятся, дистанцию доводят до 200–250 км. При использовании данного метода у голубей не получается спариться и вывести птенцов во время спортивного сезона. Чтобы не травмировать психику самок и не нарушать установленный природой порядок, настоящие яйца в кладке заменяют пластмассовыми или гипсовыми муляжами.

Вдовцовый метод

Данный метод позволяет успешно тренировать птиц для полетов на короткие расстояния или для дальних полетов в хорошую, ясную погоду. Он также, безусловно, способствует поддержанию хорошей спортивной формы у самцов, улучшению их здоровья. Метод основан на тренировке только самцов, поэтому самок следует содержать отдельно. Для подготовки птиц согласно этому методу предполагается дать им возможность спокойно высидеть свой первый выводок. Когда пара насиживает вторую кладку, самок в обязательном порядке отселяют в отдельный вольер или клетку. Самцов же нужно начать выгонять для круговых полетов над голубятней, постепенно увеличивая дистанцию их полета.

Способ распознавания визуальных образов у голубей имеет серьезное сходство с человеческим. Это важное научное открытие, сделанное специалистами из Университета Нью‑Хэмпшира (США), могло бы оказать значительное влияние на развитие новых технологий по улучшению зрения.

После тренировки самец отправляется искать свою самку, которая в данный момент сидит на яйцах. Их оставляют наедине на 5–30 мин, после чего самку с гнездом опять выносят в другое помещение, убирая за пределы видимости самца. Мужские же особи остаются до следующей тренировки.

Подобный метод очень эффективен, однако самцы не должны отсутствовать в голубятне более 2 суток, включая время на переезд и возвращение домой, иначе это отрицательно скажется на их поведении.

Выбор метода тренировки спортивных (почтовых) голубей зависит от непосредственного желания голубевода и, конечно, от времени, которым он располагает для подготовки птицы. На практике чаще всего не удается неукоснительно следовать правилам, предполагаемым тем или иным методом. Поэтому применяют комбинированные методы, однако для всех их существует несколько общих правил. Соблюдая их, вы сможете хорошо надрессировать своих питомцев и позволить им вырастить здоровое потомство.

1. Нельзя тренировать самок за 1–2 дня до кладки яиц или после.

2. Голубиную пару никогда не отрывают от 3–5‑дневных голубят.

3. Зрелых и стареющих особей следует отпускать отдельно от молодых. Исключение составляют первые полеты молодняка, еще не успевшего изучить местность.

4. Самцов желательно выпускать из корзины отдельно от самок.

5. Голубей следует отпускать на открытой местности, в черте города их выпускать категорически запрещено.

6. Тяжелый корм нужно исключить из рациона птицы за 2–3 дня до полета. За 2 ч до вылета голубей кормят, но не слишком обильно, а поят за 1 ч до вылета.

7. Голубей перед вылетом следует тщательно осмотреть, проверить на наличие травм и болезней, поправить выбившиеся перья. Особенно внимательно следует осматривать их крылья.

8. Заболевших голубей нельзя тренировать до их полного выздоровления.

9. Перемещать голубей с места на место надлежит в чистой клетке, которая должна быть просторной. В дороге птицу следует покормить и напоить.

10. Выпускать голубей на тренировочные полеты нужно утром, но не слишком рано. В туман, ветреную или дождливую погоду тренировки рекомендуют отложить до более подходящего случая.

11. В период тренировок нужно обязательно следить за рационом птицы, а также за состоянием ее здоровья.

12. Большое внимание должно уделяться условиям содержания птицы, уходу за ней.

13. Если вы держите птиц дома, то голубей нужно селить только парами. Ни в коем случае нельзя держать трех разнополых птиц в одной клетке, потому как образуется одна пара, а третий питомец зачахнет.

Вот и все основные положения, с которыми следует ознакомиться начинающему голубеводу‑спортсмену перед сооружением голубятни и непосредственно перед покупкой питомцев.

Дрессировка голубей для полетов на дальние дистанции – самый серьезный вид обучения. Он требует от голубевода не только определенных моральных качеств и большого количества свободного времени, но и некоторых материальных затрат. К примеру, поездки на соревнования или даже просто на природу для рядового выпуска голубей – удовольствие, способное ощутимо ударить по вашему карману.

Как же быть тем, кто хочет раскрыть все способности своих питомцев, но при этом не намерен отдавать этому делу слишком значительную часть своей жизни? Если вы относите себя к подобным голубеводам, то вам не о чем волноваться. Даже занимаясь дрессировкой птицы недалеко от дома, можно многому ее научить. Трюки, которые ваш голубь будет способен выполнить, наверняка приведут в восторг всех ваших друзей и близких.

Начинать следует с простого. Итак, ваша первоочередная задача – научить голубя отзываться на свист. Свистеть вы можете сами или использовать специальный свисток. В любом случае главное – сделать так, чтобы птица, только заслышав свист, отвлекалась ото всех своих традиционных занятий и спешила навстречу к вам. Добиться такого эффекта не так сложно, как кажется на первый взгляд. На начальном этапе дрессировки человек садится рядом с голубем и подает сигнал при помощи свиста, а затем дает своему ученику пшеничное зернышко. Так повторяется раз за разом. Процедура совсем несложная, и голубь быстро усваивает информацию о том, что вслед за свистком немедленно появляется еда.

Теперь, когда питомец уже научился самостоятельно прилетать, самое время приступить к шестинедельному курсу дрессировки птицы.

Первая неделя

Сажаем голубя на правую руку. Руки – на расстоянии 30–40 см. Затем осторожно заставляем птицу переместиться в сторону левой руки. В идеале ваш питомец должен перелететь на левую руку.

Повторяем эту процедуру в течение 10–30 мин для каждой птицы. Не делайте резких движений, чтобы не напугать голубя и не слишком сильно загонять его. Если он перелетел с руки на руку, дайте отдохнуть ему минуту или около того, чтобы птица успокоилась, вышла из состояния стресса и почувствовала себя в безопасности.

Любители голубиного спорта рассеяны по всему миру. От своего увлечения они получают огромное удовольствие. Иногда голубеводы имеют и большую выгоду от своих питомцев. Призы на престижных состязаниях – отличный источник пополнения семейного бюджета.

Вторая неделя

Если птица уже освоилась и понимает поставленные перед ней задачи, то она осознанно перелетает с правой руки на левую. В этом случае расстояние между руками увеличивают до 70 см и продолжают тренировки.

Третья неделя

Если полученные результаты вас удовлетворяют, то расстояние увеличивают до 1 м.

Четвертая неделя

Дрессировку начинают с дистанции в 1 м. Птицу запускают, как бы осторожно отбрасывая от себя, чтобы она пролетела немного в стороне от вас на расстоянии около 50 см.

Пятая неделя

При усвоении птицей «материала» предыдущих недель задания продолжают усложнять. Питомца берут двумя руками и кидают его от себя. Если до этого вы все делали правильно, внимательно следя за поведением голубя, то птица должна вернуться. Не следует кидать голубя слишком далеко, 50 см – вот оптимальное расстояние. Необходимо также быть очень осторожным с птицей и не сжимать руки слишком сильно, иначе вы повредите перья.

Шестая неделя

Птицу держат двумя руками и запускают примерно на 1 м от себя. После этого она должна вернуться. Если же птицы все время ведут себя неспокойно и никак не хотят даваться в руки, некоторые специалисты советуют брать птиц на руки чаще, чтобы они не чувствовали в руках и в самом дрессировщике никакой опасности. Следите за тем, чтобы от вас не исходило никаких резких запахов. У голубей обоняние гораздо более чувствительное, чем у людей, поэтому запахи, которых мы даже не ощущаем, могут показаться им неприятными и отпугнуть. Старайтесь проводить с питомцем больше времени. Например, во время просмотра любимой телепередачи возьмите птиц на руки, пусть они посидят с вами 10–20 мин, это точно не будет лишним.

Если вы собрались выступать на сцене, то сразу приобретите клетку, которая будет стоять вместе с вами во время выступления. Проводя свои репетиции, насыпьте в эту клетку немного корма и поместите в нее небольшую электрическую лампочку, лучше энергосберегающую, можно даже на батарейках. Постоянный источник света будет вызывать у птиц чувство спокойствия и уверенности.

После того как птицы освоили элементарные правила и окончательно к вам привыкли, можно переходить к номерам, требующим более серьезной подготовки. Голуби легко поддаются обучению, пока оно идет на земле. Однако как только вы решите перейти к воздушным трюкам, то столкнетесь с первыми серьезными трудностями. Вам понадобятся особые приемы. Например, птица может вылететь из‑под купола цирка или просто спуститься откуда‑то сверху, затем она сделает кувырок в воздухе над центром условной арены и улетит через определенную дверь.

Существуют некоторые специально выведенные породы, представителям которых навык кувыркания передается вместе с генами родителей по наследству, поэтому специально обучать голубя этой технике нет никакой необходимости. Но вам потребуется придумать, как объяснить птице, что вы хотите от нее. Она должна понять, куда ей лететь, в каком месте нужно кувыркаться и что делать после этого. Если бы дрессировщик мог вместе с учеником вознестись под условный купол цирка и летать там, решение задачи было бы намного проще. Вам всего‑то стоило бы после каждого кувырка протягивать на ладони лакомство, а голубь быстро научился бы делать то, что ему следует. Но поскольку в реальности это неосуществимо, то для пернатых «артистов» разрабатывают особые, хитрые приемы дрессировки.

Для того чтобы продолжить свои тренировки, вам придется обратиться к помощи еще одного человека. Это может быть ваш друг или родственник. Также можно попробовать найти единомышленников в специальных голубеводческих клубах и тренировать друг друга по очереди. Дрессировщик находится внизу, а ассистент несет голубя наверх, т. е. под купол цирка или просто на крышу голубятни. Немного полетав, птица спускается вниз, но ее возвращают под условный купол до тех пор, пока она в конце концов не выполнит кувырок, которого вы от нее ждете. И тогда немедленно раздается уже знакомый свисток. Проголодавшийся голубь сломя голову летит за своим привычным вознаграждением. Тренировка продолжается до тех пор, пока голубь не усвоит, что свисток, свидетельствующий о приготовленном лакомстве, звучит только тогда, когда он сделает кувырок в воздухе. Теперь голубь будет выполнять эту фигуру при каждом своем полете.

На следующих уроках свисток зазвучит именно в то мгновенье, когда птица кувыркается над ареной или любым другим местом, которое вы выберете, а затем только в случае, если фигура выполнена над условным центром арены. В следующий раз дрессировщик садится и ждет в дверях, а голубь летит за кормом к нему. Проведите еще несколько закрепляющих уроков на повторение, и «артист» будет окончательно готов к выступлению. Благодаря обучению с применением пищевого стимула у голубя уже образовался устойчивый условный рефлекс.

Британские ученые выяснили, что наиболее частой причиной травм или смерти голубей во время тренировок является слишком сильное сжатие их руками дрессировщика. Ученые советуют перед тем, как взять голубя, расслабиться, сосчитать до десяти и только потом брать птицу в руки.

Кувырок над центром арены – это только один из примеров удивительных голубиных способностей. Добившись полной гармонии со своим питомцем и освоив азы дрессировки, вы сможете продолжить работу. Существует масса различных трюков и фокусов, выполняемых при участии голубей. Например, можно научить голубя вытаскивать свернутый в трубочку листок бумаги из общей стопки. На ней можно написать пожелание или шуточное предсказание. Подобный легкий и веселый номер обязательно станет гвоздем программы на домашней вечеринке и надолго запомнится гостям.

Голуби станут незаменимыми помощниками, если вы собираетесь показывать фокусы. Эта птица достаточно красива, чтобы ее неожиданное появление из шляпы или складок плаща стало по‑настоящему эффектным моментом. При этом голубь достаточно спокойная и усидчивая птица. Работая с ней, вы сможете спокойно отточить свое мастерство. Вот почему упомянутый номер давно известен и любим во всем мире. Номера с голубями – это признанная классика циркового искусства, без них не обходится ни одно представление.

Приобретя некоторый опыт, вы сможете придумывать и свои собственные номера. Результаты голубиной дрессировки ограничиваются исключительно пределами вашей фантазии и упорством.



Источник: Дропперы, приучение молодняка, тренировка голубей, спортивные голуби
Категория: Голубеводство | Добавил: Gulsar (20.03.2015) | Автор: Первое упоминание о безусловном реф
Просмотров: 848 | Теги: дрессировка голубей | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar